9, 10 и 11 апреля на малой сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля Данила Чащина «Живой Т.». Вместе с драматургом Юлией Поспеловой режиссёр соединил в единую композицию пьесу Толстого «Живой труп» и фрагменты дневников писателя и его жены.
В официальном пресс-релизе Театр Наций напоминает, что пьеса Толстого «Живой труп», над которой писатель работал в 1900 году, осталась незавершённой — впервые текст был опубликован уже после смерти писателя, в 1911 году (и практически сразу начал свою сценическую историю, оставаясь востребованным театрами по сей день). Театр напоминает также, что у героев «Живого трупа» были реальные прототипы — Елена и Николай Гимеры, которые решили инсценировать самоубийство Николая после нескольких безуспешных попыток развестись. Дело о незаконном расторжении брака стало одним из громких разбирательств 1897 года.
Однако Данил Чащин вместе с драматургом Юлией Поспеловой сочли важной другую реальную историю — историю отношений Льва Толстого с женой. Очевидно, что эти отношения в той или иной мере отражены в «Живом трупе», но авторы спектакля решили создать собственную композицию. В театральной версии пьеса Толстого дополнена фрагментами дневников писателя и его жены. Таким образом, в спектакле появляется вторая линия повествования, а название постановки подразумевает не только заглавие «первоисточника», но и фамилию его автора.
Исследователи по-разному интерпретируют значение названия пьесы «Живой труп», явно выходящее за пределы сюжета об инсценированном самоубийстве. Однако зачастую это понятие всё же рассматривают применительно к главному герою пьесы, Фёдору Протасову. Данил Чащин отнёсся к образу «живого трупа» принципиально иначе. «Мне интересно исследовать тему того, как истончаются отношения между людьми, — рассказывает режиссёр. — Из-за чего счастливый брак заканчивается разводом, а близкие становятся друг для друга „живыми трупами“. И такими же трупами могут быть не только супруги, но и спектакль, театр, страна… Для меня эта история о том, как важно вовремя найти и закопать „труп“, который прикидывается живым. В нашем спектакле труп присутствует физически. Он — третий герой, он развивается, превращается в чудовищного клоуна, Джокера, Алекса из „Заводного апельсина“. Им уже невозможно управлять. Когда точка невозврата пройдена, труп становится хозяином положения и начинает мстить».
На главную роль Фёдора Протасова Чащин пригласил Дмитрия Лысенкова. Напомним, для Лысенкова, с начала нынешнего сезона живущего и работающего в Москве, «Живой Т.» станет второй работой на сцене Театра Наций — первой стала роль Даниеля Кристенсена в «Иранской конференции» Виктора Рыжакова. Партнёрами Лысенкова в «Живом Т.» станут постоянные резиденты Театра Наций — Лизу Протасову сыграет Елена Николаева, а Виктора Каренина — Олег Савцов. Ещё одного главного героя, Живого трупа, сыграет Георгий Иобадзе, также участник целого ряда спектаклей Театра Наций и создатель авторского моноспектакля «Нодар Думбадзе» (постановка, основанная на романе Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», — часть большого цикла «Наше всё…»). Также в «Живом Т.» заняты Людмила Трошина (Анна Дмитриевна и Анна Павловна), Елизавета Юрьева (Саша и Маша), Виктор Кулюхин и Сергей Колесников (Сергей Абрезков).
Над спектаклем работает большая постановочная группа, причём все её участники, помимо режиссёра Данила Чащина и автора сценической редакции Юлии Поспеловой, определены как «художники». Соавторами Чащина стали художник-сценограф Николай Симонов, художник по свету Иван Виноградов, художник по костюмам Анна Хрусталёва, художник по пластике Александр Андрияшкин и художник по видео Алексей Ермолаев.
Отметим, что в процессе работы над «Живым Т.» творческая группа спектакля отправилась в традиционную для Театра Наций экспедицию: «Режиссёр провел репетицию в Доме Волконского, самом старом каменном здании Музея-усадьбы Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“, — говорится в официальном пресс-релизе. — Также творческая группа постановки „Живой Т.“ посетила мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого „Астапово“ — комплекс зданий железнодорожной станции, где прошли последние семь дней жизни писателя».
Источник: oteatre.info