С 25 по 28 марта на Камерной сцене Большого театра пройдут премьерные показы спектакля Ивана Поповски, в основу которого легла оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки».
Шостакович принялся за написание оперетты в сентябре 1957 года «по неотступным, настоятельным просьбам» главного дирижёра Московского театра оперетты Григория Столярова и завершил работу над ней в октябре 1958 года. В основу либретто Владимира Масса и Михаила Червинского легли перипетии, связанные с массовым переселением из старых коммуналок в новые жилые кварталы, когда «квартирный вопрос» был особенно актуален. Премьера прошла в Московском театре оперетты в 1959 году, а через два года Герберг Раппапорт снял фильм «Черёмушки».
Театр приводит слова основателя Московского театра оперетты Григория Ярона: «Я, как и все, ждал сложнейшую „шостаковичевскую“ музыку, с острейшими гармоническими комбинациями, а это была сама простота! Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства! Труппа с первого дня полюбила эту музыку. Настоящий фурор она вызвала внутри театра, когда актёры услышали её в исполнении оркестра. Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила».
На сцене Большого театра единственная оперетта композитора будет представлена впервые. Для Ивана Поповски это не первый опыт работы на сцене театра, он дебютировал в Большом в 2005 году постановкой оперы Прокофьева «Война и мир». Сценографию создаёт российский и немецкий архитектор Сергей Чобан. Это станет его второй работой в Большом театре (ранее, в 2019 году он оформил спектакль Александра Молочникова «Телефон. Медиум»). За дирижёрским пультом – Павел Клиничев.
Иван Поповски рассказал журналу ТЕАТР. о специфике музыкального материала Шостаковича: «Понятно, что появление оперетты у такого гения вызывает вопросы. Но вместе с тем и интерес – он мог себе это позволить, мог поднять её на другой, более высокий уровень. Я не знаю, почему оперетту называют лёгким жанром. Мне кажется, для артиста и для театра это не так. Может быть, сам музыкальный материал проще, но с быстрыми внутренними переходами и переключениями справиться сложно.
„Москва, Черёмушки“ – это безумие музыки, задор, в каком-то смысле даже наивность, бравурность, это сочетание юмора и лёгкости. Когда слышишь её, хочется улыбаться, петь, танцевать. Я не специалист, не музыковед, но ощущаю это на уровне чувств – откликается ли музыка во мне, хочется ли сделать несколько движений ей в такт, или она оставляет меня равнодушным.
Шостакович работает с нарочито игровой и светлой природой, нам совсем не хотелось её омрачать или переносить во времени, например, в условия современности. Поэтому мы говорим о том времени, о той эпохе, когда, казалось бы, стало чуть легче дышать, хотя внутренние противоречия в людях всё равно оставались. При этом мы смотрим на эту историю через призму нашего восприятия: в зале – сегодняшние зрители, на сцене – сегодняшние артисты, и не важно, в каких они костюмах. Нам хотелось сохранить флёр тех времён, особую атмосферу и сделать акцент на любовной истории».
Напомним, Иван Поповски родился в Македонии. В 1988 поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Фоменко). На тот момент он совсем не говорил по-русски, но смог выучить язык за три месяца. Будучи студентом 2-го курса, он начал работу над спектаклем «Приключение» по пьесе Цветаевой, который был признан лучшим московским спектаклем 1991 года. Его постановка «Сон в летнюю ночь» (2015) году стала лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Драма — Спектакль большой формы».
Среди других работ, выпущенных в этом сезоне: «TERRA ГУЭРРА. Каприччио» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой и «Молли Суини» по пьесе Брайана Фрила в «Мастерской Петра Фоменко».
Источник: oteatre.info