Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих","text":" 21 марта во всем мире отмечают День поэзии. В преддверии праздника мы попросили Александра Пашкова, заведующего кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, рассказать, что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться. Что такое ритм От языка прозы, то есть от нашей повседневной речи, поэзия отличается организацией. Только в поэзии есть особенный стихотворный ритм, который складывается из повторов определенных элементов текста: слов, звуков, похожих отрезков речи и других. И если рифмы в стихотворении может и не быть, например в верлибре или белом стихе, то без ритма поэзия не может существовать. Ритм в поэзии проявляется на всех уровнях произведения. Например, в графике — то есть в записи текста. В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик — и именно так задается ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. Не важно, короткие они: Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя… Или длинные: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа. В обоих стихотворениях Александра Пушкина текст записан в столбик, а не сплошь на странице. Так что визуально перепутать поэзию с прозой невозможно. Ритм как универсальный поэтический принцип повтора проявляется не только в особой графике, размере и рифме, но и в других компонентах текста. Например, в том, что стихотворные строки могут либо начинаться, либо завершаться одинаковыми словами или даже словосочетаниями. Единоначатие (одинаковое начало строк) в литературоведении называют анафорой. Самый известный пример такого поэтического приема — стихотворение Константина Симонова «Жди меня»: Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара… «Обратный» прием — одинаковое завершение строк — называется эпифорой: Эти слава и цветы –дань талатнищу.Любят голос твой, но ты –всем до лампочки.Пара падает в траву,сломав лавочку,под мелодию твою…Ты им до лампочки.Друг на исповедь пришел,пополам почти.Ну а что с твоей душой –ему до лампочки. Подобные повторы обычно составляют нерв стихотворения, его стержень, и часто заключают в себе важную авторскую мысль. Как определить размер Еще одно проявление ритма в стихе — это метр, то есть повторение определенного соотношения ударного и безударного слогов. Например, если первый слог ударный, второй — безударный, третий — ударный, четвертый снова безударный и так далее — значит, стихотворение написано хореем. Например, как все тот же «Зимний вечер» Пушкина: «БУря мглОю нЕбо крОет». А если, наоборот, в строке несколько раз повторяется пара «безударный — ударный» — это ямб. Ямбом, например, написаны стихотворение Бориса Пастернака «ЛюбИть инЫх тяжЁлый крЕст» и легендарный «Евгений Онегин» Пушкина («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил»). Каждая пара слогов в ямбе и хорее называется стопой, и по количеству таких пар определяют длину стихотворной строки — то есть размер. Размер может быть трехстопным, четырехстопным, пятистопным и так далее — в зависимости от количества стоп. Например, пятистопным хореем написано стихотворение Михаила Лермонтова «ВыхожУ одИн я нА дорОгу...», а шестистопным ямбом — «Послание цензору» Пушкина («УгрЮмый стОрож мУз, гонИтель дАвний мОй»). О том, как определить трехсложные размеры, анапест и дактиль, читайте в материалах рубрики «Слово дня». Где искать рифму Самый простой и в то же время самый сложный способ проявления стихотворного ритма — это рифма. Так называется повтор определенных звуковых сочетаний. В русском стихе рифма традиционно располагается на конце строк, поэтому многие читатели считают, что, чтобы ее найти, надо просто сопоставить последние слова в строках: Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом. «Мая — играя» и «гром — голубом» — это примеры точной, самой простой рифмы. Однако русские поэты, особенно в XX веке, экспериментировали, искали и находили сложные созвучия, которые иногда даже заметить сложно. Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: Подошел и вижу —За каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти…И какая-то общая звериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте. Рифма «каплища — тоска плеща» называется составной, потому что, с одной стороны, в нее входит одно слово («каплища»), а с другой — два («тоска плеща»). А рифма «в шерсти — в шелесте» — неравносложная: с одной стороны, она образована словом из двух слогов («в шерсти»), а с другой — из трех («в шелесте»). Что такое тропы Тропами в литературоведении называют слова или выражения, употребленные в переносном значении. Поэты часто прибегают к тропам, поскольку поэзия — это не только особая организация речи, но и особое состояние мысли, когда для важного предмета, явления или чувства подбирают сильное слово. Один из самых простых тропов — это сравнение. В него входят три компонента: субъект сравнения (что сравниваем), объект сравнения (с чем сравниваем) и стоящий между ними союз «как» (или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие). Классический пример сравнения — знаменитые пушкинские строки: «…Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Необычные сравнения можно найти, например, в лирике Бориса Пастернака: «Где воздух синь, как узелок с бельем // У выписавшегося из больницы». Более сложный троп, метафора, представляет собой скрытое сравнение. От простого сравнения она отличается тем, что, как правило, состоит из одного компонента — только из объекта сравнения. Так, в стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» есть строки: …Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов. «Патриархом лесов» поэт называет дуб — и в этом заключается метафора. Метафору использует и Владимир Маяковский в стихотворении «Нате!», где словосочетанием «стоглавая вошь» («ощетинит ножки стоглавая вошь») обозначает толпу. Другой частый троп — олицетворение — предполагает наделение неодушевленного предмета человеческими качествами. «Одушевляться» может явление природы (клен, который «словно за деревню погулять… вышел» — у Сергея Есенина), предмет быта («выбегает умывальник и качает головой» — у Корнея Чуковского) или даже какое-либо отвлеченное понятие («Любовь на кресло / С размаха прыгает, и Радость — на кровать, / И Гнев — на тумбочку, всё ожило, воскресло, / Очнулось, вспомнилось прихлынуло опять» — у Александра Кушнера). Один из наиболее распространенных тропов называется эпитетом — это яркое, красочное определение. Эпитет легко найти в тексте: как правило, он отвечает на вопрос «какой?» и является прилагательным или причастием. Как, например, в произведении Марины Цветаевой «Георгий»: Льстивые ивыИ травы поклонные,Вольнолюбивого,УзорешенногоЮношу — славьте... Если поэзия кажется вам сложным и скучным форматом, попробуйте взглянуть на нее с другой точки зрения. Ведь стихотворение — это почти всегда ребус, организованная игра автора с читателем и увлекательный интеллектуально-эмоциональный аттракцион. Беседовала Екатерина Тарасова.
21 марта во всем мире отмечают День поэзии. В преддверии праздника мы попросили Александра Пашкова, заведующего кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, рассказать, что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться. Что такое ритм От языка прозы, то есть от нашей повседневной речи, поэзия отличается организацией. Только в поэзии есть особенный стихотворный ритм, который складывается из повторов определенных элементов текста: слов, звуков, похожих отрезков речи и других. И если рифмы в стихотворении может и не быть, например в верлибре или белом стихе, то без ритма поэзия не может существовать. Ритм в поэзии проявляется на всех уровнях произведения. Например, в графике — то есть в записи текста. В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик — и именно так задается ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. Не важно, короткие они: Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя… Или длинные: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа. В обоих стихотворениях Александра Пушкина текст записан в столбик, а не сплошь на странице. Так что визуально перепутать поэзию с прозой невозможно. Ритм как универсальный поэтический принцип повтора проявляется не только в особой графике, размере и рифме, но и в других компонентах текста. Например, в том, что стихотворные строки могут либо начинаться, либо завершаться одинаковыми словами или даже словосочетаниями. Единоначатие (одинаковое начало строк) в литературоведении называют анафорой. Самый известный пример такого поэтического приема — стихотворение Константина Симонова «Жди меня»: Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара… «Обратный» прием — одинаковое завершение строк — называется эпифорой: Эти слава и цветы –дань талатнищу.Любят голос твой, но ты –всем до лампочки.Пара падает в траву,сломав лавочку,под мелодию твою…Ты им до лампочки.Друг на исповедь пришел,пополам почти.Ну а что с твоей душой –ему до лампочки. Подобные повторы обычно составляют нерв стихотворения, его стержень, и часто заключают в себе важную авторскую мысль. Как определить размер Еще одно проявление ритма в стихе — это метр, то есть повторение определенного соотношения ударного и безударного слогов. Например, если первый слог ударный, второй — безударный, третий — ударный, четвертый снова безударный и так далее — значит, стихотворение написано хореем. Например, как все тот же «Зимний вечер» Пушкина: «БУря мглОю нЕбо крОет». А если, наоборот, в строке несколько раз повторяется пара «безударный — ударный» — это ямб. Ямбом, например, написаны стихотворение Бориса Пастернака «ЛюбИть инЫх тяжЁлый крЕст» и легендарный «Евгений Онегин» Пушкина («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил»). Каждая пара слогов в ямбе и хорее называется стопой, и по количеству таких пар определяют длину стихотворной строки — то есть размер. Размер может быть трехстопным, четырехстопным, пятистопным и так далее — в зависимости от количества стоп. Например, пятистопным хореем написано стихотворение Михаила Лермонтова «ВыхожУ одИн я нА дорОгу...», а шестистопным ямбом — «Послание цензору» Пушкина («УгрЮмый стОрож мУз, гонИтель дАвний мОй»). О том, как определить трехсложные размеры, анапест и дактиль, читайте в материалах рубрики «Слово дня». Где искать рифму Самый простой и в то же время самый сложный способ проявления стихотворного ритма — это рифма. Так называется повтор определенных звуковых сочетаний. В русском стихе рифма традиционно располагается на конце строк, поэтому многие читатели считают, что, чтобы ее найти, надо просто сопоставить последние слова в строках: Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом. «Мая — играя» и «гром — голубом» — это примеры точной, самой простой рифмы. Однако русские поэты, особенно в XX веке, экспериментировали, искали и находили сложные созвучия, которые иногда даже заметить сложно. Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: Подошел и вижу —За каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти…И какая-то общая звериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте. Рифма «каплища — тоска плеща» называется составной, потому что, с одной стороны, в нее входит одно слово («каплища»), а с другой — два («тоска плеща»). А рифма «в шерсти — в шелесте» — неравносложная: с одной стороны, она образована словом из двух слогов («в шерсти»), а с другой — из трех («в шелесте»). Что такое тропы Тропами в литературоведении называют слова или выражения, употребленные в переносном значении. Поэты часто прибегают к тропам, поскольку поэзия — это не только особая организация речи, но и особое состояние мысли, когда для важного предмета, явления или чувства подбирают сильное слово. Один из самых простых тропов — это сравнение. В него входят три компонента: субъект сравнения (что сравниваем), объект сравнения (с чем сравниваем) и стоящий между ними союз «как» (или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие). Классический пример сравнения — знаменитые пушкинские строки: «…Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Необычные сравнения можно найти, например, в лирике Бориса Пастернака: «Где воздух синь, как узелок с бельем // У выписавшегося из больницы». Более сложный троп, метафора, представляет собой скрытое сравнение. От простого сравнения она отличается тем, что, как правило, состоит из одного компонента — только из объекта сравнения. Так, в стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» есть строки: …Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов. «Патриархом лесов» поэт называет дуб — и в этом заключается метафора. Метафору использует и Владимир Маяковский в стихотворении «Нате!», где словосочетанием «стоглавая вошь» («ощетинит ножки стоглавая вошь») обозначает толпу. Другой частый троп — олицетворение — предполагает наделение неодушевленного предмета человеческими качествами. «Одушевляться» может явление природы (клен, который «словно за деревню погулять… вышел» — у Сергея Есенина), предмет быта («выбегает умывальник и качает головой» — у Корнея Чуковского) или даже какое-либо отвлеченное понятие («Любовь на кресло / С размаха прыгает, и Радость — на кровать, / И Гнев — на тумбочку, всё ожило, воскресло, / Очнулось, вспомнилось прихлынуло опять» — у Александра Кушнера). Один из наиболее распространенных тропов называется эпитетом — это яркое, красочное определение. Эпитет легко найти в тексте: как правило, он отвечает на вопрос «какой?» и является прилагательным или причастием. Как, например, в произведении Марины Цветаевой «Георгий»: Льстивые ивыИ травы поклонные,Вольнолюбивого,УзорешенногоЮношу — славьте... Если поэзия кажется вам сложным и скучным форматом, попробуйте взглянуть на нее с другой точки зрения. Ведь стихотворение — это почти всегда ребус, организованная игра автора с читателем и увлекательный интеллектуально-эмоциональный аттракцион. Беседовала Екатерина Тарасова.
Источник: culture.ru